Сделать стартовой
Добавить в избранное


Rambler's Top100 рыбалка Яндекс цитирования

Требования, предъявляемые к современным спиннинговым катушкам, заметно отличаются от требований 10-15-летней давности. В те годы многие из нас ловили отечественными "мясорубками", которые, увы, не выдерживали конкуренции с тогдашними зарубежными аналогами. Но и последние по нынешним меркам морально устарели. Даже те из них, что принадлежали к числу "неубиваемых" и дожили у кого-то в рабочем состоянии до наших дней, явно проигрывают современным катушкам, в том числе и более дешевым.

"Черная пара"? Есть вещи поважнее!
Впрочем, если вы живете на периферии, ловите на блесну "Атом-2" с катушкой "Орион", "клинской" леской, как это делали много лет назад, и вас все устраивает, то сегодняшний разговор будет вам малоинтересен. Однако за очень короткое время спиннинг сделал огромный шаг вперед. Коснулось это и чисто материальной части, и технико-анимационной. И для большинства читателей журнала рассказ о современных средствах и способах ловли может представлять интерес. Речь идет, с одной стороны, о многоволоконных лесках, вытеснивших в спиннинге в большинстве случаев монофил, с другой - о различных вариантах рывковой проводки. Сочетание того и другого, собственно, и отправило в окончательную отставку катушки старых образцов, поскольку они при попытке ловить плетеными шнурами и тви-чингом образовывали "бороды" почти на каждом забросе, что, как известно, для "плетенки" просто убийственно.С некоторых пор, покупая катушку, мы стали обращать едва ли не первостепенное внимание на то, как она кладет шнур. И если качество укладки нас не устраивает, мы, скорее всего, отказываемся от приобретения данной модели безынерционной катушки и пытаемся подыскать ей альтернативу. Помнится, когда в магазинах на смену дамам, которым было все равно, чем торговать (морковкойили удочками), пришли молодые ребята, работавшие "три через три" (то есть три дня за прилавком, три - на рыбалке), посещение магазина для рыболова превратилось еще и в познавательную экскурсию. Продавцы теперь могли и совет дать, куда лучше на рыбалку поехать, про-читать мини-лекцию о конструктивных особенностях тех или иных снастей. Последнее, ясное дело, положительным образом сказывалось на продажах. Однако нередко продавцы, как принято говорить, "разводили" покупателей, побуждая их брать более дорогие вещи, чем те планировали. Применительно к катушкам просто-таки магический эффект давало словосочетание "черная пара". Кстати, внятно объяснить, что это такое, не могли не только ребята, стоявшие за прилавком, но порой и технари, отвечавшие на фирме за обслуживание катушек. Но стоило продавцу сказать, что внутри катушки "черная пара", как клиент напрочь терял волю и лез в карман за кошельком... Помимо "черной пары" хватает и других технических "завлека-лочек", к которым принято привлекать интерес потенциальных покупателей. Не хотелось бы, чтобы у читателей создалось впечатление, что я призываю не обращать на все это никакого внимания. Нет, конечно. Но в сегодняшнем обзоре я бы хотел оценить каждую катушку как единое целое - безотносительно (или почти безотносительно) того, что у нее находится внутри. Общее впечатление от катушки до начала эксплуатации, не- большая предварительная "настройка" и впечатление уже на рыбалке - этого, как показывает опыт, в большинстве случаев достаточно, чтобы оценить потенциал катушки. Ну а "настройка" в основном и заключается в том, чтобы обеспечить максимальный комфорт при работе данной катушкой с многоволоконными лесками.
Регулировка конусности.
Сейчас любой мало-мальски продвинутый спиннингист в курсе, что геометрию намотки катушки можно корректировать. Исправлять серьезные дефекты намотки - дело не очень благодарное, но "тюнинговать" небольшие шероховатости - это более чем реально. Поскольку у всех катушек, о которых речь пойдет далее, в геометрии намотки можно усмотреть только "небольшие шероховатости", мы вполне в силах добиться того профиля, который нас максимально устроит. V абсолютного большинства переднефрикционных катушек (а мы сегодня рассматриваем только их) регулировка конусности намотки осуществляется снятием или добавлением шайб, которые располагаются на оси над звездочкой-трещоткой. Нередко схема регулировки бывает описана и показана на картинках в инструкции, прилагаемой к катушке. Даже если человек не владеет английским, на котором обычно дается описание, из картинок понятно, что при увеличении общей толщины шайб под шпулей геометрия намотки меняется в сторону прямого конуса, при уменьшении - в сторону обратного. Как правило, в тех катушках, где регулировка конусности предусмотрена инструкцией, под-шпульных шайб бывает не одна-две, а больше - обычно четыре. И вот тут-то пользователя может ожидать первый подводный камень: часто все эти шайбы оказываются уже на оси. Человек наматывает шнур, не обращая внимания на картинки в прилагаемой бумажке, отправляется на рыбалку и... проклинает купленную катушку и продавца, который ее нахваливал. "Борода" слетает за "бородой", рыбалка превращается в форменный кошмар. Когда на оси все шайбы, профиль намотки обычно представляет собою выраженны прямой конус. Такая геометрия может считаться приемлемой разве что в случае использования монофильной лески и самой простой равномерной проводки. Плетеный шнур и неравномерная, особенно рывковая, проводка диктуют необходимость снять несколько шайбо-чек. Если их в общей сложности четыре, то, как правило, оставлять нужно одну или две. Если инструкцией пользователя регулировка не предусмотрена, то обычно на оси над звездочкой располагается одна шайба. Здесь возможны следующие варианты: просто снятьэту шайбу, подточить ее по толщине или заменить на более тонкую или же оставить шайбу, но снять звездочку. Последнее делается в том случае, когда после снятия шайбы профиль кажется нам недостаточно "об-ратноконусным". Просто звездочка несколько толще шайбы, и ее удаление с оси дает больший эффект. Отсутствие звездочки приведет к тому, что не будет потрескивания при проворачивании фрикционного тормоза, но я бы не сказал, что оно нам так уж нужно, зато намотка станет более приемлемой. Впрочем, здесь есть одно сущ ственное ограничение. Иногда после снятия шайбы или звездочки шпуля садится так низко, что в крайней задней позиции она задевает за ротор, при этом слышен характерный скрежещущий звук. Допускать такое конечно же не стоит, а если вдруг это произойдет - то надо будет добавить хотя бы самую тоненькую (сточенную, например, на наждаке или напильнике) шайбочку. Перейдем более предметно к геометрии намотки. Значительные дефекты ("верблюжьи горбы" и т.п.) мы не рассматриваем, а поговорим о том, что удается скорректировать с помощью подшпульных шайб. Вопрос стоит так: до какой степени надо корректировать? На большинстве своих катушек я стара-юсь сформировать "легкий обратный конус". Здесь можно, наверное, дать какие-то количественные характеристики, но я ограничусь качественной. Речь идет о геометрии, в которой зрительно заметно небольшое увеличение диаметра массива намотанного шнура от задней части шпули к передней. Если окажется, что катушка все же скидывает петли (от двух-трех за рыбалку), то конус следует сделать более выраженным, немного уменьшив толщину прокладок под шпулей. Но злоупотреблять изменением геометрии намотки в сторону обратного конуса не стоит. Если пере-усердствовать, то увеличивается вероятность попадания одного из витков шнура (чаще - самого первого после начала подмотки) поперек бортика шпули, а это чревато последствиями вплоть до обрыва шнура при забросе где-то посередине. В идеале регулировка профиля намотки должна быть разной, когда катушка используется для равномерной или ступенчатой проводки и для рывковой: во втором случае предпочтительнее более выраженная обратная конусность. Но мы. как правило, ловим одной катушкой "и на джиг, и на твич". Как же быть? Вот один из вариантов. На одну из двух шпуль с шайбами той толщины, что будет во время лов-ли, сразу наматываем шнур и получаем весьма заметный обратный конус. Эта шпуля будет под рывковую проводку. Начиная намотку на вторую шпулю, увеличиваем немного толщину шайб, и часть шнура (или бэкинг) наматываем в форме цилиндра. Потом лишнюю толщину убираем, и рабочий участок шнура укладывается уже в виде обратного конуса, но общая степень конусности теперь несколько меньшая, чем в первом случае. Эта шпуля больше рассчитана на джиг, "вертушки" и т.д.
Важно иметь в виду, что максимальная лесоемкость шпули получается при прямом конусе. Если вы корректируете профиль намотки, переходя от прямого конуса или цилиндра к обратному конусу, шнура на шпулю войдет заметно меньше. С другой стороны, обратный конус позволяет заполнять шпулю, что называется, под завязку - когда верхние витки лежат практически на одном уровне с кромкой шпули. Поэтому реальная разница в лесоемкости выходит не такой уж и большой.
Все описанные операции требуют аккуратности и времени. Но оно того стоит. Пренебрежительное отношение к тюнингу намотки вполне может обернуться потерей не только эмоциональной стабильности, но и времени из-за распутывания "бород", и денег, поскольку не все "бороды" удается распутать и шнур убивается гораздо быстрее...
Используются технологии uCoz
назад

Если у Вас есть интересные фотографии , рассказы о рыбалке или есть предложения по улучшению сайта или пожелания пишите на E-mail (yur357700@mail.ru)